Рубрика: В зеркале СМИ

Сергей Шишкарёв: «Реформирование отрасли должно было быть завершено»

Бывший председатель комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Шишкарёв в особом представлении не нуждается. В прошлом году он вернулся к активной деятельности в отрасли. Наша беседа с ним в качестве президента АНО «Центр развития инфраструктуры» о необходимых мерах для поддержки транспортной системы страны.

Потенциал не используется

— Сергей Николаевич, как Вы могли бы охарактеризовать уровень развития транспортной инфраструктуры России на сегодняшний день?

— Наш уровень таков, что «благодаря» ему мы снова и снова наталкиваемся на препятствия для экономического роста. Это глобальная проблема для России: здесь в связке находятся и состояние промышленности, и уровень социального развития страны. Говоря о промышленности , невозможно не упомянуть ситуацию в отечественном машиностроении. Мы практически ничего не производим самостоятельно  (кроме железнодорожных вагонов, другого подвижного состава, их комплектующих). А как же наши автобусы, троллейбусы, трамваи и автомобили, наконец? Огромный потенциал страны не используется. Чего-то, очевидно, не хватает. Порядка, дисциплины, политической воли…

Говоря об уровне развития нашей инфраструктуры, хотелось бы обратить внимание еще на один серьезный вопрос – обеспечение безопасности пассажиров на транспорте. Пользуясь инфраструктурой, человек не должен ежеминутно подвергать свою жизнь риску, не правда ли? Это касается каждого вида транспорта и отрасли в целом.  Думаю, не стоит напоминать отдельно о происшествиях последних лет на водном транспорте, в авиации, на автомобильных дорогах – мы все их помним. Они унесли сотни жизней наших соотечественников и еще раз доказали, что ни в самолете, ни на воде, ни на трассе безопасность гражданину не гарантирована, права и обязанности перевозчиков, пассажиров в действующем законодательстве нормально не формализованы.

В общем, для того, чтобы сегодня на равных войти составной частью в мировое транспортное пространство, нам необходимо аккумулировать все типы ресурсов, от интеллектуальных до финансовых, и направить их на обеспечение в самом разном виде прав граждан на качественное транспортное обслуживание.

— Что, на Ваш взгляд,  является главным фактором, влияющим на состояние транспортной инфраструктуры?

— На это влияет комплекс параметров и факторов, поэтому определить, какое звено является первостепенным, непросто. Но на первом месте – кадры. Они по-прежнему решают всё. От уровня государственного менеджмента зависит состояние инфраструктуры от А до Я: от разработки стратегии развития той или иной сферы, формулировки четких заданий и назначения ответственных за ее исполнение лиц до проверки реализации стратегии и, возможно, доработок. Нам нужны хорошие руководители, которые смогут взять на себя ответственность, а потом держать ответ за реализацию того или иного проекта.

В системе кадрового обеспечения отрасли сегодня много недостатков. Мы не используем в полном объеме практику горизонтальной и вертикальной ротации кадров, у нас популярно движение вверх. Глубоко уверен, что в эту сферу можно и нужно привлекать больше молодых людей. Сейчас одни и те же лица сменяют друг друга на руководящих должностях, а в отрасли ничего не меняется.

В общем и целом – нужны люди! Люди, которые пишут правильные законы, люди, которые разрабатывают конструктивные стратегии для устойчивого развития инфраструктуры, и люди, которые могут оптимизировать имеющиеся ресурсы для улучшения состояния транспортной инфраструктуры.

 

Отказаться от «креативного разрушения»

— С декабря 2012 года Вы входите в совет ВПК по развитию ГЧП при правительстве РФ. С какими основными трудностями сталкивается государство при взаимодействии с частным сектором? В чем причины того, что государственно-частное партнерство по большому счету в России развито слабо?

— Мы в самом начале пути, большую часть которого нам только предстоит преодолеть. И это главная трудность. ГЧП – оптимальная форма сотрудничества государства и бизнеса, позволяющая привлекать крупные инвестиции для создания и модернизации объектов транспортной инфраструктуры.

Нам нужно проделать огромный объем правовой, экономической и, если хотите, идеологической работы, прежде чем ГЧП превратится в социально-экономический и, если хотите, идеологической работы, прежде чем ГЧП превратится в социально-экономический институт,  станет делом обыденным, заведомо генерирующим для общества позитивный результат.

Первоначально, конечно, нужно проработать и откатать на практике законодательное обеспечение ГЧП. Это задача номер один. Зарубежный опыт может подсказать, как правильно все организовать и обойти острые углы.

— В одном из своих интервью Вы призываете отказаться от использования понятия «инновация» применительно к инфраструктуре. Почему?

— Великий экономист Йозеф Шумпетер трактовал инновации как креативное разрушение. Инфраструктура – не тот случай, где что-то можно создать, разрушая, пусть и креативно. Инфраструктура – дело рутинное, и она должна содержаться в порядке, постоянно улучшаться, находясь на уровне современных мировых требований к ней, а не быть полигоном для смелых экспериментов. Проблема в том, что это понятие стало настолько модным, что сейчас в СМИ и в официальных выступлениях многие зачастую употребляют этот термин, не задумываясь над тем, что они в него вкладывают в каждом конкретном случае. Разумное применение инновационных технологий может подтолкнуть развитие транспорта, но во всем нужно знать меру.

— 5 февраля этого года Вы вошли в состав Морской коллегии при правительстве РФ. Чем Вы планируете заниматься для модернизации этой отрасли?

— Прежде всего – проблемами отечественного судостроения, восстановления ремонтной базы ВМФ на Юге России. Наша страна имеет доступ к 12 морям, это очень перспективный выход на мировые рынки и значительный потенциал для оборонно-промышленного комплекса. Нужно привлекать экспертов, воспитывать кадры. Развитие данной отрасли будет влиять на создание рабочих мест, предотвращать утечку мозгов на зарубежные рынки труда.

— Сейчас Вы также возглавляете АНО «Центра развития инфраструктуры». Какие основные задачи стоят перед вашей организацией?

— Основное направление деятельности АНО «Центр развития  инфраструктуры» — создание коммуникационной отраслевой площадки, работая на которой транспортники (теоретики и практики) могли бы быть услышаны страной. Результаты диалога не должны оставаться лишь в резолюциях и декларациях, наша цель – практическая их реализация. В наших планах также регистрация специализированного СМИ, запуск серии конференций и выставок, создание эффективных инструментов продвижения достойных идей и людей на разных уровнях.

 

Помедление смерти подобно

— Какова Ваша оценка текущего этапа реформы железнодорожного транспорта?

— Назовите мне одно конкретное министерство, ведомство или компанию, в полной мере отвечающее за результат реформирования! Может, я ошибаюсь, но его нет. Нет и конкретного одного «большого начальника», несущего персональную ответственность за состояние реформирования и его результаты. Поэтому ответ прост: на данном этапе реформирование отрасли должно было быть завершено, результаты – естественно, позитивные – достигнуты и экономика должна была получить ощутимый плюс от новой системы хозяйствования в области железнодорожных перевозок. Но разве это так? А если нет, то не побоюсь данный вопрос вашего интервью назвать ключевым в нашей беседе. И призвать к немедленному обсуждению состояния реформирования железнодорожной отрасли на самом высоком профессиональном, правительственном и даже бы сформулировал – государственном уровне. Промедление смерти подобно!

 

Беседовал Кирилл Коваленко

РЖД-Партнер

Вторник, 26 марта • Рубрика: В зеркале СМИ