Рубрика: В зеркале СМИ

Сегодня в России день траура по погибшим пассажирам теплохода «Булгария»

Об этом вчера объявил Дмитрий Медведев. Президент сделал и другие заявления — он приказал проверить все транспортные средства, перевозящие людей, и наказать всех виновных. В который раз после подобных катастроф государство подключает все свои ресурсы для того, чтобы выявить причины и принять меры.

Вчера глава МЧС Сергей Шойгу на совещании по «Булгарии» докладывал Медведеву еще об одной аварии — крушении самолета Ан-24. И неудивительно, что эксперты сейчас вспоминают о пожаре в пермском клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009-го. И напоминают об ответственности бизнеса и контролирующих госструктур.

Вчера Дмитрий Медведев собрал в своей подмосковной резиденции «Горки» совещание по катастрофе прогулочного теплохода «Булгария». Президент объявил, что сегодняшний день, 12 июля, в России будет днем траура по погибшим. Ему были представлены данные, что таковых 24 человека. Столько тел нашли к тому моменту. Спасенных — 80 человек. Гораздо больше тех, чья судьба неизвестна, но предсказуема. Скорее всего они тоже погибли. Сколько их точно, пока не знает никто. Первоначальные данные о количестве людей на борту — не более 200 человек — уточнены в сторону увеличения.

Глава МЧС Сергей Шойгу во вчерашнем докладе президенту сообщил, что на «Булгарии» было 208 человек. Из них 25 пассажиров не были зарегистрированы, добавил он. Однако цифра эта приблизительна и установлена с помощью опросов выживших. Это значит, что на самом деле теплоход мог быть загружен еще больше. А через пару часов после доклада главы МЧС его коллеги в Приволжском федеральном округе сообщили, что найдено 41 тело. Следовательно, без малого сотню людей еще предстояло обнаружить. С каждым часом скорбный список увеличивался.

Корреспонденту «НГ» удалось поговорить с одним из спасенных. Оказалось, что состояние судна было понятно даже неспециалисту — на его борту невооруженным глазом была заметна бесхозяйственность.

«Теплоход скрипел как старая телега, санузлы находились в ужасном состоянии. Подобное можно было заметить в разных мелочах. Когда корабль накренился, вода быстро захлестнула его, меня выбросило из трюмного помещения наружу. Теплоход ушел под воду за три минуты, никто ничего не успел понять», — вспоминает пассажир «Булгарии». Он отметил, что экипаж не давал команды на эвакуацию, никто не спускал шлюпки и не пытался помочь женщинам и детям. «Экипаж занимался спасением своих жизней, а не пассажиров», — заключил собеседник «НГ».

Министр ЧС сказал вчера в присутствии президента относительно незарегистрированных пассажиров: «Как они туда попали, еще предстоит разбираться». Однако разбирательств проводить не надо, всем в нашей стране понятно, как это произошло. Летом желающих отдохнуть на речной глади больше, чем мест на теплоходах. Но за дополнительные деньги места всегда находятся. При этом пассажирам не говорят, что они оплачивают свою возможную гибель.

Вчера региональное отделение МЧС распространило сведения о том, что «Булгария» вышла в рейс с явным перегрузом. Двухпалубный теплоход, затонувший в воскресенье в 14.00 в районе деревни Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана, после модернизации имел всего 140 законных пассажирских мест. А обновлялся он потому, что построен был в 1955 году.

Но дело, как час за часом выяснялось вчера, было не только в перегрузе. С самого утра высказывались версии о неисправностях судна, которые и могли повлечь за собой катастрофу, о сомнительности юридического лица, которое арендовало теплоход.

Генеральная прокуратура огласила вчера первые результаты проверки. «Булгария» последний капитальный ремонт прошла 30 лет назад, левый двигатель ее действительно был неисправен, а лицензии на перевозку пассажиров у компании «Аргоречтур» не было. Неисправный двигатель, перекачка топлива на правый борт, нарушение центровки в цистернах с технической водой, волнение и ветер на Жигулевском море, перегруз и резкие маневры теплохода привели к тому, что он утонул минуты за три.

По поручению президента вчера создана госкомиссия для расследования обстоятельств происшествия. Ее возглавит министр транспорта Игорь Левитин, ведомство которого курирует и речной транспорт. В его структуре есть и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор, и Федеральное агентство морского и речного транспорта — Росморречфлот. Эти организации отвечают за то, чтобы таких трагедий не было. Поэтому непонятно, что они там сами будут расследовать, ведь именно их деятельность нужно проверить в первую очередь. По данным «НГ», помимо непосредственных владельцев и арендаторов вопросы у правоохранительных органов возникли и к Российскому речному регистру, и к его филиалам по выдаче свидетельств о готовности судна к эксплуатации. Следственный комитет России пока шерстит госорганы и коммерческие структуры на местах. Уже изъяты документы и у пресловутого «Аргоречтура», и у владельца «Булгарии» — ОАО «СК «Камское речное пароходство».

Представители последнего вчера действовали по принципу «я не я, и лошадь не моя». Например, начальник службы пассажирских перевозок пароходства Владимир Судаков сообщил РИА Новости, что теплоход был сдан в аренду весной и вроде как исправный. И что, дескать, «за его безопасность отвечает арендатор». Но последний — ООО «Бриз» — сам судно не эксплуатирует. А сдает его в аренду — тому самому «Аргоречтуру», считающемуся субарендатором и эксплуатантом. Его директор Светлана Инякина вчера вообще заявила Интерфаксу следующее: «Все в порядке было с теплоходом. По регистровым документам все в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штормовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюмы». И это несмотря на то, что точно установлено: в рейс «Булгария» вышла с креном в 4 градуса на правый борт. Интересно, что по ходу дела команда, как утверждают оставшиеся в живых ее члены, пыталась бастовать, но капитан кому-то позвонил и, получив указание везти отдыхающих дальше, заставил экипаж подчиниться.

Вчера Дмитрий Медведев на совещании в «Горках» повелел: «Нам нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров». Предположил, что не только у «Булгарии» были проблемы: «Конечно, гражданские суда, теплоходы имеют довольно длительный срок эксплуатации, это даже не самолеты, но тем не менее, судя по информации, которой мы сегодня располагаем, состояние этого судна было ненадлежащим».

Вчерашнее совещание вызывает стойкое чувство дежавю. Примерно такого рода поручения даются после каждой очередной техногенной аварии или катастрофы. Например, когда в декабре 2009 года по поручению президента стали разбираться в обстоятельствах и причинах гибельного пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», то оказалось, что там по бумагам контролирующих ведомств все было в порядке. А в действительности, установила спецкомиссия, владельцы прибыльного бизнеса не утруждались вопросами безопасности посетителей, а представителям всевозможных надзоров просто платили.

«Ситуация с теплоходом „Булгария“ заставляет нас очередной раз ставить вопросы об ответственности бизнеса и об ответственности контролирующих структур», — заявил вчера «НГ» председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. В беседе с «НГ» он подметил традиционную для России странность. Ведь туркомпания, которая организовала этот рейс по Волге, выступила с заявлением, где опровергла слова о технических проблемах судна: ремонтные работы были проведены, он был принят в реестр. Так это или нет, решит следствие. Но о готовности судна сообщил и Минтранс: мол, теплоход проходил проверку 15 июня этого года и был признан технически годным. Что-то подобное мы уже слышали, когда горела пермская «Хромая лошадь». Тогда тоже рассказывали, что проверки на пожарную безопасность клуб проходил вовремя и без замечаний.

Шишкарев делает логичный вывод: «Во-первых, компания — владелец судна не соблюдала установленные правила безопасности и должна нести за это ответственность. А во-вторых, раз неисправное судно вышло в рейс и контролирующие органы разрешили это сделать, то здесь все упирается либо в халатность, но скорее — в коррупционную составляющую».

Член того же думского комитета от фракции «Справедливая Россия» депутат Александр Бурков высказался жестче. По его мнению, в стране кризис управления, который без политических изменений преодолен быть не может: «Государство бизнес не контролирует, гражданское общество — тоже. И никто не будет, пока мы не изменим политическую ситуацию в стране, пока в ней не будет реальной политической конкуренции». Бурков указал на то, что созданная в стране вертикаль не заинтересована в изменении существующего положения и реагирует одинаково после всех происшествий — разобраться и наказать. Хотя системно ничего не меняется.

Источник: Независимая газета

Вторник, 12 июля • Рубрика: В зеркале СМИ