Рубрика: В зеркале СМИ

Российские порты сразятся с Mittal Steel

По примеру «Северстали» и других российских компаний, создающих международные холдинги, по пути укрупнения скоро пойдут и морские порты. Российские портовики не только укрупняются сами, но и претендуют на украинские порты, которые будут приватизироваться в ближайшие годы. Интересно, что помешать им может индийская компания Mittal Steel, которая сейчас вступила в схватку с «Северсталью» из-за слияния с европейской Arcelor.

В конце минувшей недели акционеры Новороссийского морского торгового порта одобрили план его превращения в холдинг. Как сообщила пресс-служба компании, порт намерен приобрести у компании UFGIS контрольные пакеты акций пяти погрузочно-разгрузочных и сервисных компаний Цемесской бухты. Эта сделка может стать началом массовой кампании по укрупнению портового бизнеса, причем не только в России. «Акционеры порта и не скрывали своих планов создать холдинг, — считает главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Сергей Колчин. — Куда более интересно участие в этой сделке дочерней компании Дойче Банка, каковой является компания UFGIS, консолидировавшая акции новороссийских портовых компаний. Это может означать, что планы акционеров НМТП выходят за пределы Цемесской бухты, и разговоры о возможной экспансии НМТП на рынки ближнего зарубежья могут стать реальностью».

Экспансионистские планы портовиков носят отчасти вынужденный характер. Крупные российские порты уже сегодня уступают портам соседних государств СНГ по стоимости перевалки и транспортировки грузов. Ожидаемое вступление России в ВТО сделает эти тарифы еще менее конкурентоспособными. Выход один — скупать акции соседей, благо на той же Украине, по словам украинского министра транспорта и связи Виктора Бондаря, в ближайшие годы в частные руки будут переданы 10-15 портов. Одним из возможных покупателей считаются нынешние владельцы Инвестсбербанка в тандеме с корпорацией «Уралсиб».

Однако легкой приватизация соседних портов, по мнению экспертов, не будет. «Планы Инвестсбербанка реалистичны ровно настолько, насколько он способен состязаться, например, с Mittal Steel, — считает депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев. — Эта крупнейшая металлургическая компания, известная рекордной суммой, которую она выложила за Криворожсталь, уже объявила, что собирается купить один из украинских портов. Речь может идти о Керченском, Севастопольском, Феодосийском, Ялтинском и Мариупольском морских портах». Возможно, с приближением срока приватизации украинских портов вырастет не только число претендентов на них, но и стартовая цена . Не исключено, что именно необходимость найти средства для участия в будущих торгах побудила владельцев Инвестсбербанка продать крупный пакет акций банка венгерскому OTP Bank.

Что же касается тех пятисот миллионов долларов, которые суммарно будут заплачены за контрольные пакеты погрузочно-разгрузочных компаний, то они, судя по всему, пополнят инвестиционную копилку Краснодарского края. Не случайно буквально за месяц до сделки с UFGIS Новороссийский морской торговый порт подписал инвестиционное соглашение с администрацией Кубани, согласно которому порт осуществит на своей территории 9 крупных инвестиционных проектов. Они предусматривают строительство и ремонт объектов портовой инфраструктуры, реконструкцию причалов и пристаней. Все это поможет существенно увеличить пропускную способность Новороссийского морского порта и ускорить его выход на заявленную акционерами мощность в 100 млн. тонн в год.

Источник: Газета «Финансовые Известия»

Четверг, 15 июня • Рубрика: В зеркале СМИ