Рубрика: В зеркале СМИ

России XXI века нужны инновационные виды транспорта

В Москве 28 октября состоялось расширенное заседание Консультативного совета Партийного проекта «Транспорт объединяет Россию».

Открывая заседание, член фракции «Единая Россия», председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев отметил:

— Мы с вами уже привыкли к тому, что живем в двадцать первом веке. Но российская экономика только начинает развиваться по законам нового столетия. А транспортная отрасль, увы, отстает, хотя должна была бы развиваться опережающими темпами.

Так, до 2030 года планируется проложить около 20 тысяч километров новых железнодорожных линий. Вроде бы много — линий общего пользования сейчас всего около 90 тысяч. Но прирост составит всего лишь около одного процента в год.

Возьмем автодороги. Федеральной целевой программой предусматривается до 2015 года построить 1.764 км новых дорог федерального значения. По отношению к общей протяженности федеральных автодорог это прирост на 3,5% — около 0,6% в год.

Наверное, нельзя требовать, чтобы темпы удлинения транспортных артерий были выше, чем темпы роста валового внутреннего продукта. Но на огромных территориях, даже в европейской части страны, сеть магистральных дорог оставляет желать лучшего или вовсе отсутствует. Так что преодолевать отставание нынешними темпами строительства придется многие десятилетия. Это означает, что мы рискуем оказаться на обочине мирового прогресса — останемся второстепенной державой, которая даже свои природные ресурсы толком разработать и вывезти не сможет. Не говоря уже о большем.

Нужны экстренные и нестандартные меры по развитию транспорта.

Лидер Партии, премьер-министр Владимир Путин, выступая на прошлой неделе на совещании по проекту транспортной стратегии России до 2030 года, подчеркнул, что «Принципиально важно обеспечить построение единой общероссийской транспортной системы. Увязать в эффективную логистическую цепочку различные виды транспорта, внедрить стандарты их технологической совместимости».

Заглянем в документы. Есть проект Стратегии развития транспорта РФ на период до 2030 года. Утверждена ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Но в обоих документах приоритет отдается существующим видам транспорта. А они, как мы уже убедились, транспортные проблемы страны не решат.

В истории развития техники это ситуация не новая. В какой-то момент экстенсивное развитие того или иного вида транспорта перестает удовлетворять потребностям экономики и заходит в тупик. Становится уже недостаточно незначительного увеличения скорости, дальности, некоторого роста грузоподъемности, повышения комфорта. И тогда появляется новый вид транспорта.

  • Так пароходы сначала дополнили парусный флот, а затем и целиком вытеснили его в спортивную нишу.
  • Так железная дорога и автомобили заменили транспорт на конной тяге.
  • Так авиация стала лидером в пассажирских перевозках на дальние и средние расстояния.

Важно отметить, что если в XIX веке традиционный вид транспорта вытеснялся практически полностью, то в двадцатом и двадцать первом он сохранял определенный сектор перевозок, уступая другие сектора своим более современным конкурентам.

Сегодня здесь собрались конструкторы и производители транспортных средств, которые по праву можно назвать инновационными. Не все из них придуманы вчера — некоторым идеям уже перевалило за 100 лет, например, дирижабли. Но практически все проекты, которые будут сегодня нам представлены, отличаются принципиальной новизной. Это оригинальные технические решения, их неожиданные сочетания, применение современных материалов. Все это придает старым задумкам совершенно новое качество. Другие идеи родились относительно недавно и привлекают своей необычностью.

Но мы не ставили перед собой задачи собрать авторов «экзотических» проектов, чтобы кого-то удивить. Идея состоит в другом. Смысл Партийного проекта — стимулировать ускоренное развитие транспортной отрасли, а ведь именно инновационные идеи на это и направлены. Так есть ли у нас сегодня разработки, которые в перспективе могли стать или существенным дополнением, или даже альтернативой существующим видам транспорта?

  • Какие решения могут быть предложены, например, для задыхающихся мегаполисов?
  • Какие проекты окажутся пригодны для скоростного сообщения крупных городов с отдаленными пригородами, а также междугородного сообщения?
  • Какие транспортные средства помогут решить проблему доставки пассажиров и грузов, в том числе крупнотоннажных грузов, в условиях бездорожья и сурового климата?

Судя по предварительной информации, авторы некоторых проектов будут готовы сегодня предложить не просто новые технические решения, а совершенно новые подходы к организации инфраструктуры транспортного сообщения, основанной на транспортных средствах нового типа. Ещё раз подчеркну: мы ни в коей мере не призываем отказаться от развития существующих транспортных систем. Напротив, мы добивались и будем добиваться роста ассигнований на ускоренное строительство и реконструкцию железных и автомобильных дорог, аэродромов, речных и морских портов и так далее.

Сегодня же речь пойдет о таких средствах транспорта, которые, возможно,

  • окажутся хорошим дополнением к действующим путям сообщения,
  • позволят сэкономить на инфраструктуре,
  • быстрее и эффективнее решить существующие проблемы.

Но их роль отнюдь не будет вспомогательной. Ускоренное развитие инновационных транспортных средств позволит осуществить стратегический прорыв в транспортных технологиях. Именно такие проекты могут быть рекомендованы членами Консультативного совета Партийного проекта к включению в планы НИОКР и получению других форм государственной поддержки.

Мы просили тех, кто будет представлять проекты и оценивать их, следовать определенной схеме — описание транспортной проблемы, на решение которой направлена разработка, ориентировочное технико-экономическое обоснование и так далее. Весьма важно обратить внимание на возможные препятствия реализации проекта, в том числе ограничения в законодательно-нормативной базе.

Сайт «Единой России», 28.10.2008

Среда, 29 октября • Рубрика: В зеркале СМИ