Рубрика: В зеркале СМИ

Регулировать цены на жилье — задача государства

Предложение Дмитрия Медведева ввести прогрессивный налог на недвижимость было встречено настороженно и вызвало много возражений. Главным из них является тезис, что создание государством условий для масштабного жилищного строительства само собой приведет к падению цен на рынке жилья. Однако мировой опыт свидетельствует об опасности идеализации «невидимой руки рынка» в том, что касается цен на недвижимость. В большинстве развитых стран действуют специальные защитные механизмы, ставящие барьеры для безудержного роста цен. А там, где такими механизмами пренебрегали, последствия строительного бума были плачевными.

Масштабное строительство на фоне стремительного роста цен на недвижимость в середине 90-х в странах Юго-Восточной Азии завершилось катастрофой. В мегаполисах Индонезии и Малайзии, в свободных экономических зонах Китая возводились бесчисленные небоскребы, а цены на недвижимость росли на радость строительным компаниям и спекулянтам. Отрасль поглощала огромные средства, привлекаемые в основном за счет банковских кредитов. Возникший в 1997 году банковский кризис автоматически обрушил и рынок недвижимости, а вложившиеся в квартиры и офисы частные инвесторы потеряли деньги.

В развитых странах широко применяются несколько способов ограничить аппетиты спекулянтов и заинтересовать строителей в сохранении стабильных цен: прогрессивное налогообложение недвижимости и налог на прирост стоимости капитала при ее перепродаже, а также введение повышенного налога на дополнительное жилье.

Так, во Франции при продаже недвижимости в первый год после покупки придется заплатить налог, составляющий треть ее стоимости. Но с каждым последующим годом ставка налога уменьшается. Данная мера ограничивает спекуляции, но не затрагивает тех, кто решил продать собственное жилье.

В США ставка налога на имущество варьируется от 0,5 до 5% в зависимости от его стоимости. В большинстве штатов введено понятие «первой, основной резиденции» (обычный режим налогообложения) и «второй резиденции», налог на которую взимается по повышенным ставкам.

В Италии жители страны, приобретающие свой первый дом, выплачивают НДС в размере 4%. Но для частных лиц, которые приобретают жилье, уже являясь владельцами недвижимости, ставка НДС составляет 10%. Величина муниципального налога, который уплачивается владельцами недвижимости, может различаться в 17,5 раза (от 0,4% до 7% от ее кадастровой стоимости).

В Великобритании при покупке недвижимости платится гербовый сбор (не взимается, если стоимость приобретаемого имущества составляет менее 125 тыс. фунтов), размер которого может достигать 4%, если стоимость недвижимости превышает 500 тыс. фунтов. При этом продавец выплачивает налог на прирост капитала — от 10% до 40% от разницы между ценой покупки и ценой продажи — в зависимости от величины получаемой прибыли. Таким способом снижается число спекулятивных сделок, что очень важно для Лондона, который является одним из финансовых центров мира.

В Испании при продаже недвижимости уплачивается местный налог. Его размер зависит от того, насколько поднялась ее стоимость со времени последней покупки. Для того чтобы не возникал соблазн вкладывать средства в спекуляцию землей, ставка налога при продаже жилья или земельных участков под застройку составляет 7%, а тех участков, застройка которых не предполагается в ближайшие месяцы, — 16%.

В Греции при сделках с недвижимостью уплачивается налог на ее передачу, составляющий в зависимости от стоимости от 9% до 11%. Владельцы единственного жилья освобождены от уплаты ежегодного налога на недвижимость, для остальных (как для физических, так и для юридических лиц) он составляет от 0,3% до 0,8%.

Меры, применяемые в развитых странах, доказали свою эффективность. Способствуя сохранению стабильных цен на рынке жилья, они защищают интересы тех, у кого в собственности находится только один дом или одна квартира. Благодаря этому жилье остается доступным для большинства граждан, а те, кто гонится за быстрой прибылью, вынуждены искать другие сферы для спекуляций. Основной преградой для безудержного роста цен на жилье становится налоговая система. Поэтому предложение Дмитрия Медведева заслуживает пристального внимания и широкого обсуждения.

Комсомольская Правда, 8 ноября 2006

Среда, 08 ноября • Рубрика: В зеркале СМИ