Рубрика: В зеркале СМИ

Правила дорожного движения затрагивают интересы каждого!

Глава комитета по транспорту Сергей Шишкарёв, выступая на парламентских слушаниях в четверг, отметил: «ПДД затрагивают интересы большинства населения, поэтому закрытый, можно сказать кулуарный, характер подготовки и принятия норм, содержащихся в Правилах дорожного движения, порой вызывает недоумение и открытое непонимание у общественности».

Шишкарёв также напомнил ситуацию четырехлетней давности, когда автомобилисты накануне Нового года получили неожиданный «подарок» в виде изменений в ПДД, которые касались автомобильных световых приборов и обязательной перевозки детей до 12 лет в специальных креслах.

«Население оказалось непроинформированным, неподготовленным к введению таких изменений. Из-за запрета использования автомобилей с сигналами поворота не желтого цвета сотни тысяч людей фактически не смогли пользоваться своими машинами», — отметил он.

По словам депутата, в случае принятия ПДД в форме федерального закона, обсуждение этих изменений носило бы более публичный, гласный и осмысленный характер.

«Законопроект „О правилах дорожного движения“ должен приниматься гласно с участием представителей общественных организаций и объединений. В дальнейшем любое изменение в закон будет широко обсуждаться и приниматься только с учетом общественного мнения, что затруднительно сделать с учетом сегодняшнего юридического статуса ПДД как подзаконного акта», — заметил парламентарий.

Глава комитета напомнил, что сейчас Правила дорожного движения принимаются постановлением правительства РФ.

«Вместе с тем ПДД, определяющие принципы дорожного движения и регламентирующие нормы отношений между участниками дорожного движения и сотрудниками ГИБДД, являются документом, который при определенных обстоятельствах ограничивает права и свободы гражданина и противоречит Конституции РФ в том, что права и свободы человека могут быть ограничены только законом», — заметил он.

По словам Шишкарева, полгода назад депутаты внесли в Госдуму законопроект «Правила дорожного движения в РФ». «Учитывая замечания правительства, нам бы хотелось доработать его в ближайшее время с участием экспертов», — пояснил он.

Депутат также обратил внимание коллег на необходимость избегать упрощенного подхода к подготовке изменения правового статуса Правил дорожного движения.

«Механически переносить весь текст ПДД в федеральный закон, безусловно, нельзя, поскольку многие формулировки не соответствуют формату законодательного акта. Например: требования к дорожной разметке, содержание требований знаков дорожного движения и ряд прочих. Все это вполне может приниматься на уровне подзаконного акта», — полагает парламентарий.

По его мнению, закон о правилах дорожного движения должен не только четко, грамотно и корректно описывать правила поведения на дорогах, требования к участникам дорожного движения, но и устанавливать обязанности и ответственность лиц, занятых регулированием дорожного движения, по отношению к водителям.

«В основу закона должен быть заложен принцип не ущемления, а гарантирования прав участников дорожного движения», — уверен парламентарий.

Шишкарёв также полагает, что закон «О правилах дорожного движения» может послужить импульсом в реформировании системы управления дорожным движением.

«Сегодня в этом процессе занято шесть министерств и, по сути, ни одно из них не занимается в прямом смысле организацией дорожного движения и не несет соответствующей ответственности — отсюда пробки, непродуманность, неоснащенность подъездов к крупным объектам городской инфраструктуры, к крупным жилым массивам», — отметил он.

В связи с этим представляется возможным параллельно с принятием закона о ПДД проработать вопрос о создании единого уполномоченного федерального органа по организации и управлению дорожным движением, считает Шишкарев.

На фоне повышенной аварийности из-за низкого уровня подготовки водителей, существует острая проблема подготовки и низкого профессионального уровня сотрудников Госавтоинспекции, которые принимают участие в регулировании дорожного движения, подчеркнул парламентарий.

«Каждый автоинспектор должен знать теорию организации дорожного движения», — отметил депутат.

По его словам, в народе уже закрепилось устойчивое мнение: там, где появляется регулировщик движения, обязательно возникнет «пробка».

В связи с этим глава комитета обратил внимание коллег на организацию профессиональной подготовки сотрудников ГАИ. Безусловно, программа обучения инспекторов должна соотноситься с не менее важным процессом подготовки водителей, уточнил депутат.

По мнению участников заседания, сегодня актуальны вопросы финансирования программ по обеспечению ГИБДД современным оборудованием, в частности, средства нужны на оснащение ДПС информационно-поисковыми системами и средствами контроля за дорожным движением.

Кроме того, необходимо проводить информационную работу с населением. Парламентарии отметили, что именно низкий уровень культуры участников дорожного движения лежит в основе большинства аварий. Кроме того, должны быть выработаны критерии, определяющие вопросы организации дорожного движения на участках с разным качеством дорожного покрытия, информационного обеспечения и освещения.

Глава комитета по безопасности Владимир Васильев в свою очередь считает, что документ требует серьезной доработки. «В случае принятия закона о ПДД, ГИБДД не сможет осуществлять надзор за его исполнением. Кто это будет делать, прокуратура?» — задал он вопрос.

Кроме того, все штрафы с нарушителей Правил дорожного движения должны будут взыскиваться в судебном порядке. Сейчас же часть штрафов выписывается на месте.

По данным ГИБДД, ежегодно к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения привлекается порядка 55 миллионов человек.

Участники заседания также отметили, что необходимо совершенствовать механизм организации дорожного движения.

По оценкам специалистов, ежегодные потери российской экономики от ДТП составляют около трех миллиардов рублей.

По официальной статистике, за 10 лет с 1996 по 2005 годы в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах России погибли около 315 тысяч человек, около двух миллионов получили увечья. Количество погибших в результате ДТП в РФ составило треть от всех погибших в Европе, отметил один из авторов законопроекта Геннадий Гудков.

На высокую аварийность, по его словам, влияет непрерывный рост численности автопарка России (к 2012 году количество зарегистрированных автомобилей достигнет 40 миллионов единиц), изношенная дорожная инфраструктура, отсутствие стандартов и правил расположения дорожных знаков, светофоров и полос разметки на дорожном покрытии.

Источник: РИА Новости

Четверг, 10 июня • Рубрика: В зеркале СМИ