Рубрика: В зеркале СМИ

После каникул Госдума займется магистральным трубопроводом

Сразу после каникул, 10 января 2007г., депутаты Госдумы рассмотрят во втором чтении законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте». В первом чтении законопроект был принят еще в сентябре 1999г., и с того момента в него было внесено более 50 поправок.

Предметом законопроекта является формализация участия государства в существующих и перспективных газо- и нефтепроводах на территории РФ. Четко закрепляются и нормы участия в магистральных трубопроводных проектах частного бизнеса, в том числе с иностранным капиталом.

Согласно законопроекту, собственником трубопровода может быть только открытое акционерное общество. При этом доля правительства РФ в таком обществе должна составлять не менее 50% плюс одна голосующая акция в случае магистрального газопровода, а для нефте- и продуктопроводов — не менее 75%. Иностранным же юридическим и физическим лицам не может принадлежать более 20% акций компании-владельца или строителя магистрального трубопровода.

На сегодняшний день государство де-факто является владельцем абсолютного большинства нефте- и газопроводов (частным компаниям принадлежит лишь три немагистральных трубопровода). В этой связи в ряде СМИ законопроект характеризовался как «запретительный», отсекающий частных инвесторов от участия в трубопроводных проектах. Однако большинство экспертов считают, что закон лишь регламентирует взаимоотношения государства и частных компаний в данном сегменте. Кроме того, частный бизнес получает легитимную возможность инвестирования средств в перспективные проекты.

По мнению зампредседателя Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Сергея Шишкарева, «государственный контроль над газовыми и нефтяными транспортными магистралями — это вопрос геополитики и энергетической безопасности не только России, но и Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Например, Европа сегодня зависит от поставок российского газа на 50-70%, нефти — на 30-40%. Срыв обязательств по контрактам грозит крупнейшим компаниям ТЭК, а в итоге и национальному бюджету многомиллионными санкциями и колоссальными потерями.

Крайне существенным признается экспертами и технический аспект стабильного функционирования трубопроводного транспорта. Между тем сегодня возраст почти 30% трубопроводов достигает критических 25-30 лет. Поддержание магистральной инфраструктуры в рабочем состоянии, ее реконструкция и реализация новых масштабных проектов (СЕГ, ВСТО и т. д.) требует колоссальных инвестиций. И, по мнению экспертов, государственные компании располагают для этого объективно большими ресурсами.

В контексте развития трубопроводной инфраструктуры стратегически важной является государственная поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности, в частности трубной и машиностроительной. И этому вопросу со стороны правительства и законодательной власти РФ уделяется всё больше внимания. По словам единоросса Сергея Шишкарева, «господдержка будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, а также решению задач энергетической безопасности России и ее партнеров».

Отечественные трубники уже вложили в модернизацию производства более 1,6 млрд долл. и планируют инвестировать еще около 2 млрд долл. до 2010г. Производственные мощности отрасли уже сегодня достаточны для реализации большинства магистральных трубопроводных проектов на территории России. В нынешнем году ожидается 30-процентный рост производства.

Вместе с тем более динамичному развитию отрасли препятствует ряд проблем. По мнению экспертов, их решению, в частности, будут способствовать переход крупнейших операторов ТЭК на среднесрочное планирование инвестиционных программ, синхронизация стратегий развития ТЭК, металлургии и железнодорожной отрасли, выработка мер, направленных на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции. По мнению С. Шишкарева, «преодоление технологического отставания от западных стран — за развитием высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности».

В России на сегодняшний день всего три частных трубопровода. Первый — протяженностью свыше 700 км, построен в рамках проекта «Сахалин-2» на средства консорциума. Второй — трубопровод международного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Еще одна частная труба — у ТНК-ВР на Ковыктенском месторождении.

РБК, 25.12.2006

Вторник, 26 декабря • Рубрика: В зеркале СМИ