Рубрика: В зеркале СМИ

Координация нужна сейчас

Комитет по транспорту предполагает усовершенствовать правовую базу

— Какие направления законотворческой деятельности в настоящее время наиболее приоритетны для комитета?

— Координация федеральных планов развития транспорта со стратегическими задачами развития экономики в целом и с региональными планами и программами, разработка и принятие минимальных социальных стандартов передвижения всех слоев населения. Важно формирование механизмов государственно-частного партнёрства в реализации комплексных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения. Требуется совершенствование налогового, таможенного, административного законодательства для развития внутренних и международных транспортных перевозок. Приведение российского транспортного законодательства в соответствие с международными обязательствами РФ, в том числе с учётом предполагаемого вступления России в ВТО.

Законодательной поддержки потребуют и отдельные крупные инфраструктурные проекты. К примеру, создание новых автомобильных и железнодорожных магистралей федерального значения — Белкомур и Севсиб. А также координация работы по созданию сети терминально-логистических комплексов и организации их взаимодействия с различными видами транспорта. Начинать такую координацию необходимо уже в настоящее время, чтобы структура создаваемой сети и функционирование её отдельных ячеек были наиболее рациональными с точки зрения транспортного комплекса страны в целом. То же самое относится к информационно-аналитическим системам контроля и управления транспортными потоками, которые начинают возникать в отдельных отраслях и регионах.

— Что вы можете рассказать о предложениях транспортного сообщества относительно законодательных инициатив?

— Введение земельного налога уничтожило преференции для предприятий речного транспорта, которые до этого не платили за землю. Увеличен налог на имущество. Речники ставят вопрос об особом подходе к налогообложению земель, занятых транспортной инфраструктурой. В качестве варианта предлагают распространение на предприятия речного транспорта некоторых положений закона о морских портах, касающихся землепользования. Представители морских портов добиваются государственной поддержки по ледокольному флоту и по содержанию подходных каналов. Ледокольная проводка и канальный сбор составляют порядка 60 — 65% портовых сборов, и их размер существенно влияет на конкурентоспособность российских портов.

Моряки загранплавания ожидают защиты на законодательном уровне своих прав в периоды работы за рубежом. Автомобилисты ставят вопрос о принятии федерального закона, который гармонизирует российские внутренние правила перевозки опасных грузов с нормами, действующими в Евросоюзе. Однако оговорюсь: это ещё не означает поддержку всех идей транспортного сообщества со стороны комитета по транспорту или его председателя. Возможно, для решения поднятых проблем будут разработаны не федеральные законы, а найдены иные пути решения.

— Как, на ваш взгляд, реагируют региональные власти на федеральные законы?

— Нередко характерная ситуация складывается после принятия любого долгожданного законопроекта. К примеру, федеральный закон «Об автомобильных дорогах», принятый в ноябре 2007 года. Этим законом нормативное финансирование содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог законодательно закреплено как обязательная процедура, которая должна обеспечить высокое качество работ. Теперь соответствующие нормативы должны быть приняты каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. Однако к середине февраля это сделано лишь в пяти российских регионах. А ведь не за горами весенне-летний сезон, когда нужно проводить ремонт. Не успеем принять нормативы, перечислить деньги в соответствии с ними — потеряем год. Вот цена неисполнительности.

— В транспортном сообществе в настоящее время появился лозунг «Российские грузы — российским перевозчикам».

— И в первую очередь говорят об этом моряки и речники, хотя поддерживают его и железнодорожники, и автомобилисты. Порой этот лозунг воспринимается в обществе как противоречащий принципам рыночной экономики. Но это, конечно, не так. Есть понятие «национальный флаг». И если государство доверит перевозку, к примеру, половины своих грузов отечественным перевозчикам (как это сделано в ряде европейских стран, в США, да и в СССР не менее 50% российских внешнеторговых экспортно-импортных грузов перевозилось отечественным флотом), это не отменит конкуренции за госзаказ между отдельными перевозчиками.

«Гудок», 04.03.08, ссылка на выпуск в PDF

Вторник, 04 марта • Рубрика: В зеркале СМИ