Рубрика: В зеркале СМИ

Как воспитать элиту

Международный симпозиум в «Государственном Клубе»
17 октября, 2007. «Комсомольская правда — Кубань»

Что есть элита? Нужна ли она? Где и как ее взращивать? Об этом 17 октября шла речь в Москве на международном симпозиуме, организованный Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный Клуб».

В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Администрации Президента — помощник Президента РФ Владислав Сурков, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, депутаты Государственной Думы РФ Сергей Шишкарев и Андрей Кокошин, председатель правления колледжа Брайтон лорд Роберт Скидельски и ректор того же колледжа Ричард Кэрнс, бывший посол Великобритании в России сэр Родерик Лайн, ректор Итонского колледжа Эрик Андерсон, ректор Уорвикского университета Найджел Трифт, президент колледжа Люси Кавендиш Кембриджского университета Вероника Сазерленд, президент конкурсного жюри Национальной административной школы Франции Франсуа Овин, бывший руководитель аппарата Европейской комиссии Филипп Пети-Лорен, бывший декан факультета общественных связей Института политических наук Science Po, аудитор министерства финансов Франции Пьер Хейлбронн, ректор Института политических наук Science Po, аудитор министерства финансов Франции Жан-Баптист Николя, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, проректор по учебной работе СПбГУ Илья Дементьев, ректор Национального института «Высшая школа управления» Владимир Нечаев, проректор РГГУ Дмитрий Бак, ректор МИФИ Михаил Стриханов, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, председатель правления «Государственного Клуба» Елена Миськова.

Тема звучала довольно конкретно: «Подготовка кадров для государственной службы в рамках системы элитных высших учебных заведений», однако обсуждение показало, что проблема формирования современного корпуса госслужащих выходит за эти рамки. Уже во вступительном слове нашего земляка, председателя Попечительского совета «Государственного Клуба», депутата Госдумы Сергея Шишкарева была обозначена развилка, на которой оказалось государственное руководство страны и научно-преподавательская общественность: воспользоваться ли опытом зарубежных коллег и позаимствовать их проверенные временем методы или искать особый российский путь.

В выступлениях британских и французских участников симпозиума был представлен глубокий, разносторонний и самокритичный обзор систем подготовки государственных служащих, принятых в этих странах. Они весьма разнятся между собой. В Великобритании существуют элитарные частные школы, престижные университеты, выпускники которых составляют цвет британского истэблишмента. Во Франции же будущие управленческие кадры отбираются из числа лучших учащихся разных слоев общества и дальше готовятся в специальных учебных заведениях. По словам сэра Роберта Скидельски, британская традиция подготовки элиты — аристократическая, тогда как французская — республиканская, но при всех особенностях, достоинствах и недостатках есть, тем не менее, принципы и критерии, единые для любой эффективной системы.

«Французский опыт подбора элитных кадров для администрации оказался востребован Евросоюзом», — отметил бывший руководитель аппарата Европейской комиссии Филипп Пети-Лорен. Впрочем, и в Великобритании все большее значение приобретает конкурс. В последнем конкурсе, проводившемся через интернет, за 500 мест на госслужбе состязалось 17 тысяч человек, хотя платят там меньше, чем в бизнесе.

Общими усилиями были сформулированы «три компетенции», необходимые для кандидата на государственную службу: интеллект, умение добиваться результата и умение общаться с людьми. «Мы требуем, чтобы наши студенты умели убеждать, доносить свои представления до любых категорий населения», — подчеркнул ректор Уорвикского университета Найджел Трифт. «Английская система подбора кадров основана на умении человека творчески, нетрадиционно подойти к решению проблемы, а не просто на объеме чисто профессиональных знаний», — добавил председатель правления колледжа Брайтон лорд Роберт Скидельски. О значении этических принципов — честности, открытости — говорил бывший посол Великобритании в России сэр Родерик Лайн: «Когда нужно сделать важное заявление, британские политики прибегают к помощи госслужащих, потому что люди им доверяют».
Прозвучали и самокритичные замечания. Многие правительственные служащие не дотягивают до идеала, признал Роберт Скидельски, но потому он и называется идеалом. Перед Францией все еще стоит задача создания профессиональной, квалифицированной, бескорыстной государственной службы, отметил бывший декан факультета общественных связей Института политических наук Science Po Пьер Хейлбронн.

Российские участники дискуссии проанализировали причины того, что нынешняя образовательная система нашей страны не обеспечивает подготовку специалистов необходимого уровня. Это, в частности, слабая мотивация абитуриентов: поступая в институт в 16-17 лет, они плохо представляют, чем предстоит заниматься. К тому же имидж чиновника в общественном сознании непривлекателен. Об осознанном выборе можно говорить только после получения базового образования (бакалавриата). А значит, должен быть жесткий отбор в магистратуру, причем не обязательно из числа выпускников гуманитарных вузов. Эту мысль декана факультета мировой политики МГУ Андрея Кокошина продолжил министр образования и науки Андрей Фурсенко, который видит в будущей системе подготовки кадров для государственной службы «небольшое количество вузов разной направленности, технических и гуманитарных по разным направлениям подготовки, включая юриспруденцию, социологию, психологию и историю».

Не формулирован заказ государства: какие служащие ему нужны, отметил проректор СПбГУ Илья Дементьев. Действующие критерии носят самый общий характер и безнадежно устарели. А без этого сложно говорить и о государственных, в первую очередь университетских, стандартах обучения.

Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев призвал, делая акцент на элитном образовании, не забывать про образование для основной массы населения, чтобы не занижать потенциал нации.

Были выдвинуты и конкретные предложения. Ректор МИФИ Михаил Стриханов предложил подумать над сетевой моделью, объединив несколько ведущих университетов задачей подготовки разносторонне образованных управленческих кадров. О схеме конкурсного отбора перспективной молодежи среди слушателей системы дополнительного образования, практикуемой его негосударственным вузом, рассказал ректор Национального института «Высшая школа управления» Владимир Нечаев.

Со словом «элита» надо обращаться осторожно, особенно людям, имеющим отношение к публичной политике, — начал свое выступление заместитель руководителя Администрации Президента — помощник Президента РФ Владислав Сурков. — Но к сожалению, сегодня в России нет такого учебного заведения, высшей школы, при упоминании выпускников которых мы могли бы сказать: да, этот парень или девушка предназначены судьбой для служения своей стране на самом высоком посту.

Эфемерное благополучие, рост цен на нефть многих расслабляет, успокаивает. Это очень опасно. Если сейчас, пользуясь неплохой рыночной конъюнктурой, мы не успеем создать систему, которая позволит воспроизводить умных, энергичных, конкурентоспособных людей, которые и без нефти проживут своей головой, нашу страну ждет печальное будущее. Чтобы оно не наступило, мы пытаемся сейчас с переменным успехом приблизиться к решению этой задачи.

Перед Россией стоит задача создать весь ведущий слой общества, заново построить нацию. Нам нужны не только хорошие чиновники, но и хорошие изобретатели, художники, бизнесмены. Чтобы чиновник шел на службу не потому, что там взятки большие, и чтобы он был конкурентоспособен со своими коллегами за рубежом. Чтобы политик отвечал за свои слова. Чтобы молодежь не уезжала из нашей страны. Чтобы бизнес был открытым, транснациональным, но все же ощущал свою принадлежность к России. Элитные вузы должны готовить лидеров, которые сформируют национальную сборную страны, умеющую действовать вместе на благо России. И вся эта команда должна сложиться не потому, что начальник приказал, а в силу собственной внутренней убежденности каждого.

Важно воспитать чиновника, который умеет говорить с людьми. Не знаю, почему мы не приглашаем зарубежных преподавателей в вузы. Трудно учиться без пересадки живого опыта. Да, у российской культуры есть свои особенности. Но культура — это еще и искусство коммуникации. Умение разговаривать и умение убеждать.

Нас критикуют, что мы медленно развиваем демократические институты. Но вот в Великобритании еще в 1911 году был принят Акт о парламенте, который упразднял палату лордов. У нас бы туда давно уже пришли бы революционные матросы. Однако прошел почти век, а палата, в которой заседает наш уважаемый лорд Роберт Скидельски, все еще существует и успела принять немало законов для улучшения своей работы. Вот эта плавность, неспешность англичан говорит о том, что в их обществе больше развита культура диалога. Нам нужно учиться вот этим долгосрочным и бережным усилиям по реформированию общества.

В дискуссии прозвучал пример Сталина, его своеобразного руководящего стиля. Вот задача нашего общества состоит в том, чтобы без Сталина жить. Мы к этому идем, и идем довольно успешно, — закончил Владислав Сурков.

Завершая встречу, участники симпозиума выразили «Государственному Клубу» благодарность за организацию очень интересного и полезного разговора и поддержали высказанную сэром Лайном и лордом Скидельски продолжить начатую дискуссию на площадке «Государственного Клуба».

Геннадий Куров

Суббота, 20 октября • Рубрика: В зеркале СМИ