Рубрика: В зеркале СМИ

Гость программы «События. 25 час» — Сергей Шишкарев, председатель Комитета Госдумы по транспорту

О новом законопроекте, который вводит полный запрет на употребление алкоголя за рулем, его «подводных камнях», которые могут создать проблемы трезвым водителям, а также об утвержденных на днях поправках к правилам дорожного движения

Илья Колосов: Глава транспортного комитета Государственной думы Сергей Шишкарев — в студии «25 часа». Сергей Николаевич, здравствуйте!

Сергей Шишкарев: Добрый вечер!

[podcast format=»video»]http://www.tvc.ru/files/vd1/2010-5/9DB792D1-9020-4C22-AB6E-C2DB238181A6.flv[/podcast]

Илья Колосов: Я за то, чтобы не пить за рулем однозначно, и я думаю, большинство тех, кто сидит за рулем, это поддерживает, да и, собственно, те, кто вообще по улицам ходит. Но! Мы, знаете, с нашей правоохранительной системой стали, в общем, людьми подозрительными, если не сказать, нервическими. Мы ждем подвоха всегда. Вот скажите, теперь ведь алкотестеров не будет, да? Значит ли это, что такой ретивый инспектор может просто потому, что у него настроение плохое, отправить меня в клинику на обследование, ему-де, показалось, что я подвыпивший?

Сергей Шишкарев: Ну, во-первых, алкотестера никто не отменяет. Мы отменяем этим законом, принятым сегодня в первом чтении, те нормативы, которые действуют по содержанию алкоголя в крови. Соответственно, мы же отдаем себе отчет, что принятием данного решения мы не решаем проблему о появлении пьяных водителей на дорогах, поэтому и дальше будут измерять, будут определять содержание в крови и, соответственно, как вы говорите, подозрения всегда остаются, потому что наша правоохранительная система своеобразная, и, попав под плохое настроение, вас могут отправить на освидетельствование. Но закон на вашей стороне, потому что если вы уверены в себе, если вы не употребляли, то, в конце концов, если нет преступного сговора, я по-другому говорить не буду, между инспектором и медицинской экспертизой, медицинскими работниками…

Илья Колосов: А ведь может быть и это, да.

Сергей Шишкарев: Ну, это присутствует. Мы же знаем массу историй, когда люди рассказывают о том, что, будучи абсолютно убежденными, в том, что они не употребляли, они подвергались, ну, скажем так, этой форме фальсификации и вынуждены были идти через суд и доказывать свою невиновность.

Илья Колосов: Каково будет теперь наказание за вождение в нетрезвом виде?

Сергей Шишкарев: В зависимости от тяжести последствий, которые наступили на дороге, это может быть и лишение прав, это может быть штраф достаточно серьезный. Я не помню, какая сумма, слава богу, сам никогда в эту ситуацию не попадал. И мы будем, я думаю, что в дальнейшем приходить к тому, что однозначно будет трактоваться…

Илья Колосов: Уголовная ответственность.

Сергей Шишкарев: Ну, уголовная ответственность — это в случае… Были такие предложения.

Илья Колосов: Нет, если тяжкие последствия, вы же сами говорите.

Сергей Шишкарев: Если тяжкие последствия — однозначно. Если ДТП какое-то случилось, если произошла, не дай бог, катастрофа, гибель людей при этом.

Илья Колосов: То есть, чтобы было так, что это отягчающее обстоятельство, это не, наоборот, не снимающее вину. Он был нетрезв, поэтому давайте его снисходительно осудим.

Сергей Шишкарев: Вы знаете, были времена как раз такие, когда это было.

Илья Колосов: Ну, это же ужасно!

Сергей Шишкарев: Да, это абсолютно неправильно. Это, должно быть, и будет отягчающим обстоятельством. И я думаю, что вот сегодняшними мерами этот разговор на тему пьянства за рулем не закончится.

Илья Колосов: Вы так полслова сказали о том, что, слава богу, сами не попадались пьяным за рулем. Ну, вы же депутат, вас не так просто, наверное, и не всякий инспектор, так скажем, осмелится остановить и привлечь, если, не дай бог, я говорю примерно, да, для примера. Сейчас действуют вот эти вот неприкасаемые машины все еще, они разъезжают по нашим дорогам?

Сергей Шишкарев: К сожалению, да, к сожалению, да. Существует инструкция Министерства внутренних дел, которая определяет категории граждан, категории государственных служащих, которые не подвергаются досмотру, у которых не могут быть изъяты права, и которые не могут быть подвергнуты задержанию, за исключением случаев совершения преступления.

Илья Колосов: Сергей Николаевич, вы, что об этом думаете? Это вообще как?

Сергей Шишкарев: Я думаю и высказывался на этот счет однозначно, что неприкасаемых на дороге быть не должно. В конце концов, если ты — высокий государственный чиновник, то, действительно, не садись за руль, если ты выпил. В этом смысле мы пошли и уже, считаю, на правильном пути. Вместе с коллегами, рядом депутатов мы внесли уже в федеральный закон «О правилах дорожного движения».

Илья Колосов: То есть, наконец, это и будет иметь форму федерального закона? Наконец-то мы на правильном пути.

Сергей Шишкарев: Это будет иметь форму федерального закона прямого действия. И я здесь хочу сказать не только о, скажем, такой бытовой человеческой составляющей этого закона, а именно о том, что у нас все-таки основной закон — это конституция Российской Федерации. Она определяет, что права, и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. А правила дорожного движения ведь у нас наполовину — это кодекс обычаев, кодекс определенных норм, которые лишают человека прав.

Илья Колосов: Инструкции какие-то там тоже работают.

Сергей Шишкарев: Инструкции, правила управления транспортным средством. Поэтому это должен быть федеральный закон. Я думаю, что это будет, ну, в определенном смысле революция и в сознании людей, и в работе органов ГИБДД, и, самое главное, мы хотим сделать правила такими, чтобы они людям больше помогали, а не запрещали.

Илья Колосов: Просто уж настолько это все ко времени пришлось, да. Вот интернет-то чем пестрит на сегодняшний день? Опять очередная авария, а теперь возле «Пушкинской», через две сплошных, на красный сигнал светофора, чиновничья машина, жуткая авария — и никого, и никого! Вот с принятием этого федерального закона, который только что вами внесен, изменится ситуация, как вы думаете?

Сергей Шишкарев: Однозначно изменится, потому что появятся жесткие требования к тому, как фиксируются дорожно-транспортные происшествия. Нарушить федеральный закон, согласитесь, — это несколько иное для любого сотрудника ГИБДД, для любого дорожного инспектора, чем нарушить какую-то ведомственную инструкцию Министерства внутренних дел. У нас до сих ведь не утихли еще разбирательства, до сих пор мы не добились правды и ясности по жуткому эпизоду, который произошел в феврале на Ленинском проспекте, и сегодня вот та ситуация, о которой вы говорите. И опять правду мы узнаем через интернет, мы узнаем через случайных свидетелей. Люди видят, что есть категория чиновников, есть категория людей, которые в случае вот такого серьезного дорожно-транспортного происшествия, мигалки и автоматы, уходят от ответственности. На месте происшествия скручиваются номера, куда-то исчезает мигалка и, самое главное, исчезают те пассажиры, которые были в этой машине. Я не знаю, кто там был и зачем нарушали правила в 22 на Тверской, но, тем не менее, я думаю, что очередная волна возмущения нас по этому поводу ждет, и совершенно справедливая.

Илья Колосов: Теперь к вашей любимой проблеме о дорогах. Премьер-министр минувшим днем эту тему обсуждал. Вот, смотрите-ка, по его словам, в нынешнем году от Мурманска до Владивостока можно будет уже проехать на автомобиле. В 2010 предстоит завершить формирование единой дорожной сети страны, в частности, будет открыто сквозное движение по трассе Чита-Хабаровск. Вместе с тем, по мнению премьер-министра, темпы и качество дорожного строительства оставляют желать лучшего.

Владимир Путин, председатель правительства РФ:
— До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы постройки дорог не выдерживает никакой критики.

Илья Колосов: О стоимости — если успеем, а сейчас все-таки, это ж очень важная вещь, да, наконец-то будет возможно проехать нашу всю страну на автомобиле.

Сергей Шишкарев: Ну, действительно речь идет о том, что в сентябре—октябре нынешнего года завершается строительство последнего участка трассы, которая не имеет на сегодня твердого покрытия — это Чита-Хабаровск с выходом, соответственно, на Владивосток. И действительно из Мурманска, Калининграда, из любой точки Российской Федерации можно будет проехать через всю страну. Но другое дело, премьер-министр правильно совершенно говорит, а какого качества эти дороги?

Илья Колосов: То есть этот кусочек построили, через полгода он уже развалился к тому времени, как его закончат. Такого не будет?

Сергей Шишкарев: Ну, я надеюсь, что такого не будет. Хоть пару лет он прослужит. Но проблема, поднятая сегодня премьер-министром, действительно существует. Ведь у нас до сих не работают контракты так называемого полного жизненного цикла, когда одна и та же компания приходит на проектирование, строительство, эксплуатацию дороги с ее поддержанием в нормативном состоянии.

Илья Колосов: С такой компании можно спросить, когда есть некая гарантия.

Сергей Шишкарев: Конечно. Но получается, проектируют одни, строят другие, эксплуатируют третьи, а взятки берут все. Вот поэтому смета у нас излишне раздута. Когда приходит одна компания на жизненный цикл — это приблизительно 12 лет. Если правильно построили, что называется, до первого капитального ремонта. Но тогда действительно можно будет и спросить, и предъявить претензии, и самое главное, заставить устранить за собственные деньги те недоразумения.

Илья Колосов: Сергей Николаевич, это уже даже не транспортный, это политический вопрос. Нужно им заниматься, нужно стягивать страну.

Сергей Шишкарев: С одной стороны это стягивать страну, вопрос политический, а с другой стороны — это вопрос национальной безопасности в прямом смысле этого слова, потому что без единой системы управления транспортным комплексом, без реализации программы комплексной и транспортной безопасности страдают граждане, страдают, погибая на плохих дорогах и погибая в метро. Вот все это — на повестке дня заседания нашего комитета.

Илья Колосов: Сергей Шишкарев, председатель думского комитета по транспорту — он был приглашенным экспертом программы. Мы говорили о дорожном строительстве, о полном запрете на алкоголь за рулем.

Источник: ТВ Центр-Москва

Понедельник, 24 мая • Рубрика: В зеркале СМИ