Рубрика: В зеркале СМИ

Госдума в ближайшее время вернется к вопросу о введении в России разных уровней террористической опасности

Взрыв в московском аэропорту «Домодедово» заставил российских законодателей вновь вернуться к анализу нормативных документов по обеспечению безопасности. Как сообщил спикер Госдумы Борис Грызлов, для этого откорректируют план работы депутатов на весеннюю сессию.

«В первую очередь мы обратим внимание на возможность доработки законов „О противодействии терроризму“, „О транспортной безопасности“, Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях», — заявил спикер парламентским журналистам. Как сообщает управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ нижней палаты российского парламента, также возможно дополнения будут внесены в федеральный закон «О противодействии терроризму», вводящие так называемые уровни террористической опасности.

Напомним, что еще в начале ноября прошлого года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, устанавливающий три уровня террористической опасности: повышенный — «синий», высокий — «желтый», критический — «красный». Право определять порядок установления этих уровней и вводимые меры безопасности предполагается предоставить президенту РФ.

Депутаты Госдумы вернулись к критике действующего в России законодательства сразу же после трагедии в «Домодедово». Так, председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что ему просто стыдно за федеральный закон о транспортной безопасности. По его мнению, закон неверно определяет субъекты, ответственные за безопасность. Кроме того, говорит депутат, в законе не прописано, кто и как должен финансировать мероприятия по охране безопасности на транспорте.

Между тем, в настоящее время в нижней палате парламента создается специальная комиссия из членов профильных комитетов, которая за месяц — полтора намерена выработать законопроекты по кардинальному улучшению сложившейся ситуации.

В настоящее время и депутаты, и сенаторы, говоря о возможных причинах теракта в одном из крупнейших аэропортов России, уверено говорят, что безответственность и коррумпированность чиновников, руководителей транспортной милиции способствовали взрыву в «Домодедово». Об этом, в частности, заявил председатель комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации генерал-полковник Владимир Кулаков. При этом он также подчеркнул, что в «Домодедово» масса секторов безопасности, и за которые отвечают разные структуры.

В свою очередь глава кавказской комиссии, член Национального антитеррористического комитета, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин считает, что спецслужбам необходимо менять тактику борьбы с терроризмом, предупреждая теракты, а не разбираясь с их последствиями.

Отметив, что сейчас много говорят о том, что рамки металлоискателя в «Домодедово» не работали, сенатор подчеркнул, что даже работающие рамки не остановили бы террористов.

Первый вице-спикер Совета Федерации уверен, что главная и основная проблема России — это всеобщая расхлябанность. «Именно расхлябанность общества — это та самая благодатная почва для террористов и диверсантов», — подчеркнул Торшин.

«Речь идет о каждом конкретном гражданине нашей страны. Ведь всюду и везде не поставишь по сотруднику ФСБ», — добавил он.

Безусловно, полностью и всесторонне оценить работу спецслужб и милиции в «Домодедово» еще предстоит. Тем временем, руководство аэропорта поспешило заявить, что вины структур «Домодедово» в произошедшем теракте нет.

«Мы надеемся, что нашей вины в этом нет, так как работа служб авиационной безопасности была организована хорошо», — заявил пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова.

Руководство Минтранса РФ фактически поддержало это заявление. Замглавы ведомства Андрей Недосеков сообщил журналистам, что в 2004 году министерство обязали защитить «чистые зоны» (зоны, где находятся пассажиры, прошедшие регистрацию) от проникновения террористов. «Мы эту задачу решали, и мы этот путь прошли», — заявил он.

Кроме того, замминистра отметил, что дальнейшее усиление мер безопасности в аэропортах может привести к подорожанию авиабилетов. По его словам, если будет решено усилить контроль в «грязных зонах» аэропортов (в зонах для прилетевших пассажиров и встречающих), то придется увеличить в 5–7 раз число досмотровых зон, и в настоящее время не ясно, за чей счет будет закупаться дополнительное оборудование.

В свою очередь заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток напомнил общественности, что после 2004 года, когда произошло два теракта с самолетами Ту-154 и Ту-134, предполетный и послеполетный досмотр на входах и выходах из зданий аэровокзальных комплексов осуществляет МВД.

Между тем, 26 января на совещании в Горках президент РФ Дмитрий Медведев пообещал «привести в чувство» ответственных за обеспечение безопасности на транспорте чиновников.

«Я не хотел бы предвосхищать результаты масштабной прокурорской проверки, но хотел бы сказать, что должностные лица — я обращаюсь к министру транспорта, вообще к правительству, к нашей акционерной компании „РЖД“ и, естественно, к министру внутренних дел — все должностные лица, которые отвечают за организацию процесса, должны быть приведены в чувство, а те, кто не работал, — соответствующим образом наказаны», — заявил Медведев.

Глава государства назвал в высшей степени безнравственным заявление руководства транспортных узлов о том, что они не отвечают за транспортную безопасность у себя на объектах. «Чтобы я не слышал больше этих слов со стороны руководства крупных транспортных предприятий: «Мы за это не отвечаем, за это отвечает милиция или еще кто-то», — сказал Медведев. «Более того, это предмет для работы правоохранительных органов», — сказал президент.

Стоит отметить, что после теракта в «Домодедово» своих постов уже лишились начальник управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу, начальник линейного управления внутренних дел «Домодедово» и два его заместителя.

Более того, Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту неисполнения требований по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры аэрокомплекса «Домодедово» (по ст. 263.1 УК РФ). В СК РФ не исключают, что в дальнейшем это уголовное дело будет объединено с основным уголовным делом, возбужденным по факту теракта в аэропорту.

«В рамках этого уголовного дела будут проверены действия руководителей и рядовых сотрудников органов внутренних дел на транспорте и иных должностных лиц, которые должны были обеспечивать охрану общественного порядка и принимать профилактические меры», — сообщает Следственный комитет.

Кроме того, отмечают в СК, «будет установлена и тщательно исследована роль руководства аэропорта „Домодедово“, каждого сотрудника службы безопасности, на которого возложены обязанности по охране аэропорта и обеспечению безопасного пребывания граждан в зданиях и на территории комплекса».

В свою очередь Счетная палата РФ уже на следующей неделе начнет проверять, как расходуются средства, выделяемые на обеспечение безопасности в аэропортах и на железнодорожных вокзалах России. Результаты проверки планируют обнародовать к концу апреля.

Обозреватель Елена Глушкова

Воскресенье, 30 января • Рубрика: В зеркале СМИ