Рубрика: В зеркале СМИ

Дорога со знаком равенства. Водителей лишат привилегий

В последнее время в России увеличилось количество аварий с участием привилегированных лиц. Нередки случаи, когда сограждане погибают на дорогах, а нарушители остаются безнаказанными в силу своего «особого» положения, или расследование ведется с явными нарушениями. Как полагают эксперты ER.RU, постулат «на дороге все равны» во многом — вопрос общей культуры человека, и водителей нужно воспитывать с детства. Но полагаться на одно лишь воспитание не стоит, и «равность» необходимо закрепить на бумаге.

Один из недавних случаев — поведение депутата Госдумы РФ Антона Белякова, который 9 мая, грубо нарушив правила дорожного движения, в ответ на просьбу автоинспектора предъявить документы — начал размахивать депутатским удостоверением и угрожать сотруднику правоохранительных органов. По словам автоинспекторов, Беляков вел себя агрессивно, заявляя полковнику ВАИ: «Вы еще пожалеете, что ввязались в это. Вы все здесь полетите со своих должностей».

До сих пор вызывает немало вопросов и расследование ДТП с участием вице-президента «ЛУКОЙЛа». Как ранее писал ER.RU, ДТП в Москве на Ленинском проспекте произошло 25 февраля. Два автомобиля — «Ситроен» и «Мерседес», в котором ехал вице-президент «ЛУКОЙЛа» Анатолий Барков — столкнулись лоб в лоб. Водитель «Ситроена» Ольга Александрина скончалась на месте, а ее свекровь, известный врач-гинеколог Вера Сидельникова, ехавшая в машине как пассажир, от травм скончалась в больнице. ГИБДД практически на месте признало виновным водителя «Ситроена», заявив, что тот не справился с управлением и выехал на встречную полосу, где и врезался в «Мерседес». Хотя, как позднее заявил начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев, инспектор ГИБДД не имел права до экспертизы и расследования вставать на чью бы то ни было сторону. Однако ж встал.

Только после вмешательства блогеров и шумихи в прессе дело сдвинулось с мертвой точки. Но горький привкус и ощущение того, что расследование ведется необъективно, поскольку один из участников аварии занимает весьма высокое положение в коммерческой структуре, остались.

«Вопрос равенства всех водителей на дороге сейчас особенно важен и актуален, — заявил в комментарии ER.RU известный адвокат, представляющий семьи врачей, погибших на Ленинском проспекте, Игорь Трунов. — Ведь существует огромная категория блатных. К примеру, милиционеры. Они даже в штатском все равно являются сотрудниками правоохранительных органов, в соответствии с законом о милиции. И на них распространяются все блага. Поэтому они козыряют своими корочками в пьяном состоянии и нарушают правила. Крайне важно уравнять права водителей на дорогах очень не зависимо, будь то олигарх или милиционер при исполнении. Часть этой комплексной проблемы сейчас решается, но многое еще остается прежним. Нужно принимать меры, для того чтобы у нас наконец-таки могло организоваться цивилизованное движение и сократилось количество жертв ДТП. Ведь ежегодно 30 тысяч умирает на дорогах, 160 тысяч становятся инвалидами по вине водителей».

Методы, которыми можно искоренить хамское поведение на дорогах и тем самым снизить аварийность, эксперты предлагают различные.

«Для того, чтобы сократить число жертв транспортных происшествий, необходим целый комплекс мероприятий, — заявил ER.RU заместитель главного редактора журнала „За рулем“ Игорь Моржаретто. — Это и законодательные меры, и реформа организации дорожного движения и структуры ГАИ. Также необходимо повысить культуру и образование водителей, воспитывать их с детского возраста. Это огромный комплекс мер, из которого пока реализуются лишь некоторые, и то, направленные только на усиление наказания для водителей. Принимаются законы, которые повышают штрафы. За многое, конечно, нужно наказывать должным образом. Но, еще раз подчеркну, что все нужно делать в комплексе. Если с одной стороны подходить к проблеме, то полного успеха не будет никогда».

Культура — культурой, указывает Моржаретто, но необходимы еще и прописанные правила. «Есть негласный закон, который говорит о том, что на дороге должны быть все равны, тогда будет порядок. Но хорошо бы его закрепить и на бумаге», — считает Моржаретто.

С этим согласен и руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора», член Экспертного совета комитета по транспорту Госдумы Вячеслав Лысаков. «О поведении наших чиновников на дорогах, спецсигналах и привелегиях, было говорено немало. Но молчать об этом нельзя. Проблему, которую я бы хотел поднять, правильнее было бы обозначить выражением „русские понты“. И, к сожалению, они остались только у нас, особого статуса на дорогах нет у чиновников большинства стран мира, — заявил он в комментарии ER.RU. — Конечно, можно говорить, что эта проблема — индикатор незрелости гражданского общества. Мол, с нами, обычными гражданами, не отягощёнными статусами и привилегиями, поступают так, как мы это позволяем сами. Я же считаю, что все легко решить в рамкаx федерального законодательства. Человек, который находится за рулем, прежде всего, водитель, а ко всем водителям должны применяться одинаковые законы, невзирая на их профессиональный или социальный статус».

К слову, как стало известно ER.RU, партия «Единая Россия» предлагает усилить ответственность за нарушения на дорогах, приняв закон о правилах дорожного движения, поскольку сейчас ПДД законом не являются. «10 июня мы планируем провести парламентские слушания на тему федерального закона о правилах дорожного движения, — рассказал ER.RU председатель комитета Госдумы по транспорту, руководитель проекта партии „Единая Россия“ „Инфраструктура России“ Сергей Шишкарев. — Мы с коллегами внесли проект этого федерального закона. Идея проста, она определена Конституцией РФ: права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом. А правила дорожного движения, как известно, — это свод нормативов, которые ограничивают свободу граждан, устанавливают определенные запреты на эксплуатацию транспортного средства, условия лишения прав и т. д. Таким образом, внося этот законопроект, мы покажем заинтересованность партии в том, чтобы не замалчивать проблему ущемления прав автомобилистов».

По мнению экспертов, принятие закона о дорожном движении положительно скажется на ситуации и поможет бороться с неравенством на дорогах. «Правила дорожного движения должны регулироваться законами, как происходит во всех цивилизованных странах, а не подзаконными актами, как это сейчас происходит в России, — отметил Трунов. — Необходимо отдельное административно-процессуальное законодательство. Конечно, нужно повышать штрафные санкции. В нашей стране рыночная экономика и самый эффективный метод воздействия на людей — экономический. Лишение свободы должно быть исключительной крайностью. И штрафы должны быть в существенном размере, которые бы призывали уважать всех участников дорожного движения и соблюдать ПДД».

Источник: Единый российский портал

Среда, 19 мая • Рубрика: В зеркале СМИ