Рубрика: В зеркале СМИ

Дирижабли возвращаются

Эффективно освоить северные и восточные территории страны с помощью существующих транспортных технологий невозможно. К такому выводу пришли участники конференции «Транспортная система России — обеспечение прорыва».

Например, как заявил президент Евразийского транспортного инновационного центра Станислав Гончаренко, разрабатываемая специалистами Министерства транспорта РФ трасса Северо-Сибирской железной дороги должна пройти через самые большие в мире Васюганские болота (расположены в междуречье Оби и Иртыша).

Если использовать существующие технологии, то строителям придётся сначала засыпать эти болота для прокладки колеи. Затем эту процедуру надо будет повторять год из года, учитывая нестабильность здешних почв. Понятно, что всё это сопряжено с большими финансовыми расходами. Но, как отмечает г-н Гончаренко, в России есть образцы новой техники, которые могут решить транспортные проблемы отдалённых регионов. Однако пока эти разработки простаивают без дела.

С такой позицией согласны члены Консультационного совета «Транспорт объединяет Россию». Так, идею развивать новые виды транспорта поддерживает председатель комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев.

«Речь не идёт об отказе от развития существующих видов транспорта. Мы добивались и будем добиваться увеличения их финансирования. Но пора выделить средства и на освоение новых видов транспорта в рамках «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года», — отметил он.

Однако в России уже есть примеры развития новых технологий для транспорта будущего. Так, первый заместитель генерального директора Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» Борис Зайцев сообщил, что его ведомство разрабатывает и внедряет высокоскоростные магистральные системы на магнитных подвесках. Стоимость эксплуатации нового транспортного средства на 35% ниже, чем высокоскоростного рельсового транспорта, считает представитель «НПО машиностроения».

Учёные этого объединения совместно со специалистами ОАО «Скоростные магистрали» завершили разработку НИОКР по строительству такой трассы. Проект предполагает строительство испытательного участка в 40 км, который впоследствии должен стать участком коммерческой магистрали. Документация о проекте направлена в Минтранс РФ, а затем его будет рассматривать правительство, сказал Борис Зайцев.

России не хватает центров по внедрению новых технологий на транспорте

Председатель совета директоров ООО «Струнный транспорт Юницкого» Виктор Узлов сообщил, что администрация Ханты- Мансийска приняла решение по реализации пилотного проекта создания струнно-транспортной системы в городе нефтяников. Система выглядит так. На железобетонных столбах высотой от 3 до 10 м натягиваются струны, к которым крепится транспортный модуль «Омнибус», способный перевозить от 15 до 60 пассажиров со скоростью до 100 км/ч. Кроме того, по струнным рельсам, установленным на любом грунте, в том числе и на болотистых местах, можно перевозить наливные, сыпучие и другие грузы. «Струнный транспорт более всего подходит для освоения труднодоступных и заболоченных мест Сибири и Дальнего Востока», — считает Виктор Узлов.

Генеральный директор ОАО «Томак» Валерий Мнацаканов сообщил, что ОАО «Газпром» включилось в проект по строительству дирижаблей, с помощью которых можно сократить время на доставку газодобывающего оборудования в труднодоступные районы Севера.

Между тем все эти проекты носят характер исключения из правил.

«Такие темпы внедрения новой техники не могут удовлетворять нас. Нам не хватает экспериментальной базы и научно- производственных центров по внедрению инновационных технологий в транспорте. Эту задачу нужно решать в рамках «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года», — считает Сергей Шишкарев.

Алексей Казаков
«Гудок», 17.11.2008

Понедельник, 17 ноября • Рубрика: В зеркале СМИ