Рубрика: В зеркале СМИ

А небо все дороже

Закрытие нерентабельных авиамаршрутов ляжет на кошельки пассажиров

Господдержка российских авиакомпаний, модернизация аэропортов, преодоление монополизма на рынке авиатоплива. Все эти темы будут обсуждаться на шестой ежегодной конференции «Инфраструктура гражданской авиации». Как заявил в интервью РБК-ТВ председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, в сегодняшней российской авиации два основных тренда — укрупнение рынка воздушных перевозок и переход на иномарки.

Модернизация авиапарка — одна из главных проблем отрасли. Причем российский авиапром поставляет всего 16–17 лайнеров в год. Правительство готово увеличить дотации по лизинговым платежам — это 8,4 млрд руб. в год. Но в аренду берут в основном иностранные самолеты.

«Сегодня принципиальна конкуренция в поставках отечественных и зарубежных судов для наших авиакомпаний. И отечественный авиапром эту конкуренцию проигрывает напрочь, — сетует председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Шишкарев. — Мы вынуждены констатировать, что, к сожалению, лизинговые платежи уходят на поддержку авиапрома, но зарубежного».

Зарубежные лайнеры в почете благодаря топливной экономичности — стоимость авиакеросина в последние несколько лет стала ключевым вопросом. По словам экспертов, стремление крупных компаний заключать по результатам тендеров прямые контракты с производителями может привести к появлению новых монополистов и росту цен в будущем.

«У нас весьма ограниченное количество вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые ведут всю цепочку от добычи нефти до ее переработки. Сейчас эти компании вышли в сектор розничной продажи», — отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

Эти факторы закрепляют тенденцию на укрупнение рынка — большие компании быстрее и эффективнее обновляют инфраструктуру, чем их региональные конкуренты. «На мой взгляд, сегодня легче построить новый аэропорт, чем модернизировать старый, — отмечает г-н Шишкарев. — В Российской Федерации мы все-таки больше склонны к доминированию и работе на рынке нескольких крупных компаний, и процесс укрупнения будет продолжен. Лучше, чтобы это шло не через банкротство мелких и средних перевозчиков».

Как подчеркивают эксперты, часть расходов на обновление инфраструктуры авиаперевозчики заставят взять на себя пассажиров. И тогда на стоимость билетов будет влиять не только удорожание топлива, но и закрытие нерентабельных региональных маршрутов.

Источник: РБК daily

Среда, 07 апреля • Рубрика: В зеркале СМИ