Рубрика: АНО «Центр Развития Инфраструктуры»

Россия объединит Евразию транспортным коридором

Станет ли территория России гигантским транспортным коридором, соединяющим Европу и Азию? Такую перспективу сегодня обсудили на площадке ЦСКП. Участникам заседания был представлен мегапроект «Евроазиатские транспортные коридоры», который, по мнению авторов, обеспечит коммуникативную согласованность нашей страны и ее ближайших партнеров и создаст единое экономическое пространство на всей территории континента.

Для партии «Единая Россия» вопрос освоения территории страны является принципиальным, отметил, открывая дискуссию, заместитель Секретаря Президиума Генсовета «Единой России» по креативу и взаимодействию с политическими клубами Юрий Шувалов. «Сегодня многие зарубежные страны открыто выражают сомнение в том, что Россия в состоянии контролировать собственную территорию, природные ресурсы. Поэтому мы должны четко осознавать, каким образом государство будет управлять своими богатствами. А также мы должны понимать, какие возможности для инвестирования Россия может создать для наших зарубежных партнеров», — подчеркнул он.

Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев в свою очередь напомнил, что уже два года успешно реализуется партийный проект «Транспорт объединяет Россию». «За это время были приняты очень важные и уникальные, на мой взгляд, отраслевые документы. Это федеральная целевая программа „Развитие транспортной системы России“ на 2010–2015 годы и Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Эти документы были приняты, в том числе и благодаря работе на дискуссионных площадках», — сказал Шишкарев.

Кроме того, на состоявшемся накануне заседании Президиума Генсовета Партии, по словам Шишкарева, было принято историческое решение. «Это решение о реализации крупнейшего проекта «Инфраструктура России», — сказал депутат. В нем, отметил он, представлен комплексный подход ко всей инфраструктурной составляющей отечественной экономики.

Глава думского комитета также предложил заслушать доклад о мегапроекте, который, по его собственному признанию, он побоялся выносить на заседание собственного комитета в силу революционности и даже в некоторой степени фантастичности документа.

Мегапроект под названием «Евроазиатские транспортные коридоры» представил президент Фонда развития России Евгений Гринев. Он подчеркнул, что многие зарубежные партнеры считают эту идею вполне реалистичной и актуальной.

Сегодня созрели предпосылки для интеграционных процессов на континенте Евразия, отметил Гринев. Методы преодоления кризиса, которые используются в США, закладывают основу для дальнейшего резкого отрыва американской экономики в посткризисный период. Вследствие чего возникнет резкий перекос рынка. Однако интеллектуальный потенциал мегаконтинента способен стать основой инновационного прогресса и успешно конкурировать с развитой американской экономикой.

Проект «Евроазиатские транспортные коридоры» предполагает интеграцию не только коммуникаций, но и экономических систем государств, населяющих эту территорию.

Проект, по словам Гринева, состоит из трех взаимоувязанных частей: новая стратегия интеграции и развития России и Евразии в целом; механизмы прогнозирования и планирования государственного и международного развития; новые принципы институционального развития России, структурирования власти, бизнеса и общества.

Идея проекта состоит в том, чтобы объединить транспортные системы государств евразийского континента. Это позволит, уверен Гринев:

  • сформировать беспрецедентный по масштабам, длительности и перспективности потенциалсоциально-экономическогоразвитиястран-участниковмегапроекта;
  • создать новые фундаментальныефинансово-экономическиецентры рыночного регулирования, защиты от кризисных ситуаций и стабилизациивалютно-финансовыхсистем;
  • сформировать уникальную систему международной интеграции и торгово-экономическогообмена;
  • сформировать качественно новую систему международной безопасности и политической стабилизации;
  • перейти к наднациональной структуре долгосрочного прогнозирования и планирования системы показателейторгово-экономическогообмена, финансовых потоков, промышленного и иного отраслевого и функционального развития;
  • сократить сроки доставки и обработки грузов в среднем в 5–6 раз, создать условия для роста товарного обмена (в рамках мегапроекта) в 60–70 раз, объемов обмена информацией в 10–14 раз;
  • для России — достичь дополнительного роста отдачи в объеме ВВП от транзита, роста экономики, экспорта к 2025—2030 гг.до 7,5–9,0 трлн. долларов США, создать преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке 20 млн. дополнительных рабочих мест квалифицированного труда.

Реализация проекта рассчитана на 15–18 лет. Цена вопроса — более 3 триллионов долларов США.

Многие участники дискуссии выразили сомнение, что Россия в ближайшее время сможет оперировать такими суммами, пусть даже в целях перспективного развития.

Председатель правленияОАО «Фондовая Биржа «Российская торговая система»Олег Сафонов, в частности, задался вопросом, где можно эти средства изыскать. В осуществлении проекта, считает эксперт, заинтересованы и страны постсоветского пространства, которые могли бы внести свою лепту в этот проект. Также необходимо найти возможности для привлечения средств мирового капитала.

Эта работа уже ведется, сообщил Гринев. Многие страны готовы выделять соответствующие средства. Но для этого необходимо пройти несколько согласовательных этапов.Во-первых, выработать единое политическое решение по реализации проекта.Во-вторых, проработать соответствующую законодательную базу.

Академик-секретарьотделения общественных наук РАН, директор Центральногоэкономико-математическогоинститута РАН Валерий Макаров заявил, что Россия уже соскучилась по подобным мегапроектам. Причем «Евроазиатские транспортные коридоры» могли бы стать одним из тех проектов, которые в состоянии сплотить нацию. И если руководство страны, партия «Единая Россия» проявят политическую волю к реализации проекта, то это может стать одним из шагов к укреплению России, считает Макаров. Но вместе с тем, подобное решение — это огромная ответственность и огромный труд, ведь данный мегапроект необходимо увязывать с другими проектами и программами, которые сегодня реализуются в России.

Кроме того, Макаров выразил опасение по поводу серьезной заинтересованности стран Запада в запуске мегпроекта. По мнению академика, это может быть очередной попыткой ослабить государство.
Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов в свою очередь заметил, что существует много препятствий на пути реализации этого проекта. По его словам, сегодня издержки транспорта в России выше, чем в подавляющем большинстве государств. И грузы перевозятся не скоростью 250–300 км в час (как предполагается в проекте), а 250–300 км в сутки. Признавая актуальность мегапроекта, Ефимов призвал коллег всерьез задуматься о его перспективах, целях реализации.

Многие участники заседания интересовались у авторов перспективами мегапроекта для Сибири и Дальнего Востока, использования ресурса рек, выражали сомнение в целесообразности стратегического подхода при необходимости тактических решений в условиях кризиса.

«Если мы не будем заглядывать хотя бы на один шаг вперед, а делать все в практическом русле, то у нас никогда ничего не получится, — отметил начальник Аналитического управления Аппарата Госдумы Александр Белоусов. — Сегодня есть задыхающаяся Европа, есть развивающаяся Азия. А между ними находится громадная по территории, с ресурсами Россия. Сам Бог велел этому государству стать связующим звеном, не просто транспортным коридором, а абсолютно новым государством в государстве с эффективными предприятиями, с улучшающейся демографической ситуацией».

Подводя итоги заседания, Шувалов отметил, что образ страны, описанный в мегапроекте, это именно то, что нужно партийной программе, которую сегодня разрабатывает «Единая Россия». Таким образом, результаты работы авторов могут войти в экономический блок программы Партии.

Вторник, 24 ноября • Рубрика: АНО «Центр Развития Инфраструктуры»